

В 70 км от исторической Плевны, на одном из берегов бурной реки Вит, гордо возвышаются причудливых форм скалы. Образуя между собой, словно чьей-то рукой срезанные ножом каменные завесы, они являют миру чудесную картину. В уединении тихой природы на самой «изрезанной» скале возвышается одинокий Гложенский монастырь, окутанный тайнами и неразгаданными легендами. Похожий на средневековый замок, монастырь давно привлекает внимание не только паломников и туристов, любящих редкостной красоты виды, но и историков, силящихся понять, кто и почему основал этот монастырь, который, мягко говоря, болгарским почему-то никто не считает.
Замок Божьего рыцаря Георгия-Победоносца, защитника слабых и угнетенных, согласно древним легендам, был основан неким именитым киевским боярином (или князем) Георгием (Гложем). Пытаясь укрыться вместе с семьей и своим народом от татарского нашествия, он оставил свой родной край и взяв чтимый образ Георгия Победоносца из Киева направился к болгарским землям. Найдя уединенное, прекрасное место в плодородной долине реки, он испросил разрешения у болгарского владетеля Авана-Асеня II основать в долине село, а неподалеку от него – монастырь в честь Преображения Господня. Когда строительство домов и храмов было завершено, икона князя исчезла. Через некоторое время он обнаружил ее стоящей прямо на высокой скале, подняться на которую было очень нелегко. Князь решил, что это промысел Божий и монастырь нужно основать на этой скале, где явилась утраченная икона. Набрав свиту искусных мастеров, князь приступил к строительству нового монастыря. Сложно было строителям затаскивать материалы на опасно отвесную скалу, но когда, с Божьей помощью, работы были окончены, сам князь изумился результату. Монастырь был похож на крепость, притом "подвешенную в воздухе". Выглянув из окна храма не возможно было увидеть его основания. Создавалось впечатление, что монастырь парит над долиной, в ясную погоду указывая на великолепный вид Дуная.
Несмотря на то, что за прошедшие столетия монастырь подвергался разграблению и обнищанию, он выстоял и сейчас открывает исследователям древнойстей много загадок, словно древний Сфинкс. Так, под монастырем была обнаружена сеть потайных выходов в случае опасности и нападения врагов. Князь предусмотрел целую систему безопасности, пребывая на чужих землях со своим народом, хотя у него были разрешительные документы на возведение построек. В одном из помещений монастыря был найден древний гроб с телом истлевшего человека в богато украшенном кафтане с серебряными золочеными пуговками. Кто это – благодетель монастыря или сам его основатель князь, принесший на болгарские земли киевскую икону Святого Георгия Победоносца? Список вопросов исследователям дополняют две монастырские печати, бронзовая и деревянная, особо хранимые обитателями монастыря. На обеих из них указано, что монастырь – «киевский». Где были изготовлены эти печати и что означают надписи на них – уже узнать не дано. Легенды и тайны монастыря, окутавшие его со дня основания, могут лишь указать на достоверность некоторых сведений о нем.


